Не могу отказать себе в удовольствии
флуда ППКСа (слова Фрая выделены курсивом, интервьюера - жирным курсивом, мои комменты - обычным шрифтом) - приятно пообщаться с приятным человеком
даже в форме монолога.
-Если взять несколько ваших книг, скажем - «Сказки Старого Вильнюса», «Жалобную книгу» и любую из «Лабиринтов Ехо», то может показаться, что они написаны разными людьми. Причина этого тоже в переменчивости вашего настроения?
-Тут уже надо говорить не о настроении. Тут надо быть честными, смотреть правде в глаза и говорить об изменённом сознании, в котором пишутся книги. Я не имею в виду, что автор этих книг обычно съедает порцию галлюциногенных грибов перед тем, как сесть и начать писать. Нет, автор даже сидра не пьёт. Однако сам процесс письма вводит в изменённое состояние сознания, и с этим сделать ничего нельзя. Я бы с удовольствием обошла бы как-то деликатно этот вопрос, потому что все мы понимаем, как выглядят со стороны подобные заявления. Но это именно так, а врать я просто не вижу смысла. No comments. Я уже столько раз об этом говорила, что даже добавить нечего.
Я жду, чтобы он захотел появиться. Если персонаж не захочет, то истории не будет. Автор, конечно, может вымучить гнилую фальшивку, но зачем?«Жалобная книга» - для меня до сих пор самая странная книга. Я не понимаю, кто её написал. Там рассказано совершенно не то, что мне бы хотелось в здравом уме и трезвой памяти рассказать людям. Это не моя история и это не моя книга. Обычно мы все книги обсуждаем и придумываем с Игорем. Но это и не его история тоже. При этом откуда-то эта книга взялась!
Офигеть! Единственная книга Фрая, которая мне решительно не пошла с первых страниц. Прямо тошнило и выворачивало. А оно вона как! Интересное наблюдение: фоннаты «Жалобной книги» люто, бешено, необъяснимо ненавидят и плюются на «Ключ из жёлтого металла», а фонаты второй, соответственно, на первую. Видимо, эти две книги – как два полюса, и их поклонники никогда не поймут друг друга, ибо энергия этих книг полярная, взаимовытесняющая и взаимоисключающая.
…надо понимать, что ради сценария придётся резать и сокращать диалоги, а они абсолютно во всех книгах – важнее всего.
- Некогда, когда выяснилось, что за псевдонимом «Макс Фрай» скрываетесь вы с Игорем, вы назвали его демиургом. При этом все книги Макса Фрая написаны вами. Вы можете немножко добавить деталей, как происходило это соавторство?
- Это происходило, и до сих пор происходит так: мы сидим и бесконечно разговариваем. Из этих разговоров рождаются сюжеты, темы и идеи, которые уже дальше существуют сами. В процессе письма, конечно, они меняются. Однако без наших разговоров и диалогов этих книг не было бы. Во-первых, уже потому что когда-то он уговорил меня начать писать. А во-вторых, потому что из этих диалогов берётся очень многое. Это – топливо.
Всё так, всё так. Процентов 90 моих текстов родились из флуда, фидбека и читательского пинания. Обязательно нужен внешний толчок, который запустит творческий процесс. Наконец-то мне стало понятно, откуда у меня такая маниакальная одержимость идеей найти, наконец, «своих». Ведь к тусовкам как таковым у меня никогда не было влечения, я всегда была сама по себе, в реале я невероятно угрюмый нелюдимый человек, и одиночество - одно из самых больших наслаждений для меня. И только в творчестве мне вдруг невероятно важно стало найти «своих». Одно время меня очень тревожило это моё стремление и глупая надежда, что вдруг уж после этого текста наконец объявится кто-то, кто поймёт меня. А оказывается, эта обсессия вызвана потребностью в творческой пище. Человек может быть один, а творец – никак. Это, наверное, мне епитимья за мизантропию во всех остальных сферах
Как человек, за свою жизнь сменивший огромное количество компьютеров, я могу сейчас сказать, что главное в компьютере - это удобная клавиатура.
ППКС! Когда я в процессе письма вхожу в изменённое состояние сознания раж, мысли текут таким бурным потоком, что пальцы просто не поспевают за ними. Не потому, что я медленно набираю – у меня очень приличная скорость – нет, клавиатура не успевает: на рабочем компе или ноуте я в угаре пропускаю треть, а то и половину букв, а на домашнем – ни единой. Когда мой друг подтрунивает надо мной, зачем мне мак, если дома я использую ноут исключительно ради интернета и текстового редактора, а, следовательно, с подобными потребностями справилась бы любая «пишущая машинка» за пару сотен баксов, я отвечаю: «Клавиатура! Из всех известных человечеству компьютеров только у «Эппл» клавиатура приспособлена для флуда набора текста со скоростью звука».
…у массового увлечения фотографией есть и другая сторона. Гораздо более важная. Когда я хожу по Вильнюсу, я вижу очень много вдохновенных, одухотворённых лиц. Это туристы и местные жители, с камерами и просто телефонами, дорогими и дешевыми, совершенно неважно. Опыт и знание жизни подсказывают, что у большинства из них в итоге получатся совершенно ужасные фотографии, но пока, вот прямо сейчас все они – вдохновенные художники. И этот опыт настолько важен для человека, что я со своим драгоценным мнением могу отправиться к черту. Если люди счастливы, испытывая вдохновение, и цена за это – новые миллионы чудовищных фоточек, ладно, пусть будет так. Я согласна.
То же самое можно сказать о «говнотворчестве с чОрного». Почему-то никто не запрещает откровенно уродливым и тупым людям размножаться, а вот против «говнофоточек» и «чОрного» ведутся прямо-таки священные крестовые походы. Важно ведь не что, а как. В моём личном рейтинге «перловка с чОрного», написанная в состоянии крайнего вдохновения, ценится намного выше, чем холодная расчётливая манипулятивная «проза» с претензией на возвышенность и серьёзность.
- Как бы вы ответили на вопрос, в каком из миров сейчас Макс Фрай? Появится ли он ещё как литературный герой?
- Я жду, чтобы он захотел появиться. Если персонаж не захочет, то истории не будет. Автор, конечно, может вымучить гнилую фальшивку, но зачем?
Сэр Кристиан, появитесь ещё хотя бы раз. Ну позязя… мне Вас очень не хватает - Вы несколько раз употребили термин «магия». Мне хочется задать вам вопрос, на который вы вряд ли захотите отвечать, но я всё же попробую задать его деликатно. Например, так: судя по вашим книгам видно, что вы неплохо знаете карты Таро и знакомы с магией не только по детским книгам. Можете рассказать, откуда у вас эти знания?
- Вы верно угадали, что я откажусь об этом говорить.Хи-хи, меня неизменно умиляет и забавляет попытка журналистов раскрутить Макса на откровения в этом плане. Люди, что вы хотите услышать?? Ведь любому дураку, имеющему хотя бы поверхностное представление о магии – почерпнутое из
собственного опыта, а не из «Гаррепоттера» - ясно, что Макс по уши в магии и ворочает там такими делами… Её книги вообще одни из самых лучших учебников по магии, потому как аффтор скрупулёзно изучил «матчасть», а такие лёгкие и воздушные они потому, что так просто о сложном может написать только человек, который
знает, о чём пишет.
Больше этой попытки раскрутки меня умиляет и забавляет только утверждение некоторых высоколобых критегов, что «Макс Фрай графоман и бездарь»
Эээ… как бы высказаться поаккуратнее и поделикатнее, чтобы никого не обидеть, не погрешив при этом против истины?
Творчество, как секс: для полноценного опыта нужны как минимум два партнёра. Будь вы хоть олимпийским чемпионом по траху, но если ваш спарринг-партнёр – фригидное бревно, у вас мало чего получится. Так вот с книгами – так же! Будь автор хоть семи пядей во лбу, но если читателю чуждо и не понятно то, о чём он пишет, контакта не будет.
Если вы не приемлете оскорбления даже взглядом и способны без сожаления расстаться с человеком просто потому, что он позволил себе неосторожное слово в ваш адрес, вы никогда не поймёте героиню, которая годами пресмыкается перед козлом, вытирающим о неё ноги, с тем обоснуем, что «любовь зла». И разумеется, если вы не переживали на собственном опыте транс, изменённые состояния сознания, выбросы в иные реальности, если в вашей жизни решительно не случалось никаких чудес и подлинной магии, а трамвай вы используете исключительно как средство передвижения на работу и с, даже не пытайтесь читать Макса Фрая – ничего не получится.
Как человек, который
с завидной регулярностью вляпывается во всевозможные чудеса и параллельные вселенные в теме, могу заверить, что про иные миры и прочее волшебство Макс Фрай пишет с такой пугающей достоверностью и реалистичностью, какая вашим прославленным афторам чернухи, именуемой «сурьёзной жЫзненной прозой», и не снилась. Помню свой шок, оцепенение и, не побоюсь этого слова, первобытный священный ужас после первого знакомства с творчеством Макса Фрая: «Откуда она
знает?!» А потом, когда пришла в себя, до меня дошло: «Возможно, оттуда же, откуда и ты? Возможно, она
тоже там побывала? Просто дал Бог талант так ярко, живо и убедительно писать о вещах более серьёзных, чем
манипулятивно-спекулятивное физическое и моральное насилие «сурьёзная проза».
Макс Фрай – нереально крутой Автор Это уже даже не уровень Автора, а уровень Мага, Творца, Демиурга. И оценивать его по меркам среднестатистического кандидата филологических наук… ей-богу, не трепите нервы себе и автору, почитайте лучше Достоевского