Макс Фрай, конечно, не тот автор, который нуждается в моём пиаре, но я это делаю не ради него, а ради себя. Бывают у меня такие состояния встречи с прекрасным, что кажется, если прямо сейчас, сию минуту, не поделишься с кем-то распирающим тебя восторгом, то просто-напросто взорвёшься от полноты и переизбытка чуйств.

Очень люблю Макса за то, что он чистый Проводник и Мастер трансового письма. До этого несомненным моим фаворитом у него был "Ключ из жёлтого металла" - впервые от чтения чужого у меня случилось такое же глубокое выпадение из реальности, как от написания своего. И вот читала вчера "Какого цвета ваши танцы" и впервые не могла решить, которая вещь всё же круче: "Ключ" или "Танцы". И даже робко склонилась ко второму, но безумный фоннад первого всё же затоптал оппонента. А потом уже в камментах увидела признание самого Фрая, что она считает "Танцы" своим лучшим произведением. И тут, пожалуй, соглашусь. Это уже уровень не Автора, а Мага. В тексте, как и во всём остальном, магическая составляющая - самая важная, ибо "творчество есть продукт магический и интересный ровно в той степени, в какой магический".

Комменты, кстати, отдельный восторг - под стать самому тексту. Тот редкий случай, когда писатель и читатель целиком на одной волне - потрясающее ощущение единодушия, единомыслия, единочувствия.

Люблю Макса нежной, трепетной и беззаветной любовью. Из всех известных мне людей: знакомых непосредственно, виртуально или посредством созданного ими, живущих ныне и давно ушедших - ни с кем и никогда я не ощущала настолько глубокого единения, близости и понимания. Будь то книги, ЖЖ или интервью - всегда под каждым её словом перед моим взором невидимой бегущей строкой сквозит сплошной ППКС.

Из её сегодняшнего:

...чтение (как, собственно, и сны) всегда были для меня абсолютно равноценной частью жизни. Не отдельным занятием, а именно что полноценным бытием.
И этот подход сформировал совершенно специфические требования к литературе. И соответствующий круг чтения (в первую очередь, плотные атмосферные тексты, максимально полноценно воссоздающие реальность, в которой мне по тем или иным причинам комфортно находиться, тексты-медитации, определенным образом воздействующие на сознание и даже отчасти останавливающие ум, и тексты-галлюцинации - те, в которых иная реальность ярка, а плотности нет вовсе, хороший пример - записки Марко Поло). И, конечно, соответствующее намерение при письме.

С точки зрения читателя моего типа, и цели, и задачи литературы (если уж формулировать их человеческими словами) - прожить жизнь так, чтобы не было мучительно больно. И просто больно чтобы тоже не было, потому что боль - иллюзия. Настолько, впрочем, достоверная, что с возрастом начинает казаться, будто боль и есть правда о жизни, более того, что боль - и есть сама жизнь.
А это вранье.

(Многие, я знаю, ищут в литературе именно что боли, полагая ее - кто т.н. "правдой", кто просто целительным лекарством для души. Но в этой палате я не доктор и даже не пациент. В нашем буйном отделении своих забот полно.)

(с) Макс Фрай


P.S. И раз уж у меня сегодня вечер необузданного фанючества, то упомяну ещё и "Сказки старого Вильнюса" - отдельный лав и респект Вот прекрасная рецензия.