Originally posted by martin_gal_05 at
Должна ли литература дублировать действительность?Художник Анри Матисс нарисовал портрет женщины.
Однажды в гости к художнику зашла его знакомая дама, и внимательно рассмотрев эту картину, возмущенно произнесла: «Она совсем не похожа на женщину!».
Матисс улыбнулся и сказал: «Извините мадам, но это не женщина, это – картина».
Автор, я вас люблю!
Какая поучительная история и как много вопросов она в себе таит!
Зачастую произведения искусства воспринимают ошибочно, приблизительно так, как воспринимала его гостья Матисса.
Рассуждения о литературных достоинствах того или иного текста сводятся иногда к выяснению таких фактов: похож ли персонаж из книги на соседа по лестничной клетке, может ли он именно так говорить, не противоречат ли его поступки в произведении поведению людей в реальной жизни.
А литературное достоинство состоит в умении точно скопировать действительность.
Кроме того, следует заметить, что и многие читатели хотят испытать восторг от узнавания описанной автором подлинной реальности, они наслаждаются от момента полного узнавания жизни.
Кажется, что никаких недоразумений нет.
На самом деле – этот взгляд на сущность литературы в корне ошибочен.
Литература – это не повторение действительности, не копирование жизни, а рождение новой реальности – в измерениях пространства письма.
Повтор действительности и точность в изображении жизни как на фото я считаю огромным недостатком многих современных произведений.
Ибо нет необходимости в дублировании жизни – ведь мы все видим ее каждый день.
Литература – это создание новой реальности, это попытка посредством слов увидеть то, что увидеть в жизни невозможно.
Придуманный "нереальный" Родион Раскольников для меня гораздо реальнее соседа по лестничной клетке, а я никогда не встречал Раскольникова на улице и не учился с ним на одном курсе. Раскольникова нет в жизни, а его образ реальнее миллионов живых людей!
Я никогда не видел в жизни Гамлета и Дон-Кихота, Кириллова и Грегора Замзу.
Но эти оторванные от действительности образы вошли в мое сознание навсегда и мне они дороги гораздо больше, чем некоторые из живых людей.
В этих персонажах развоплощена тайна человеческого сознания, поэтому им суждено никогда не умереть.
А все произведения, которые в точности воспроизводят реальность и ничего в ней не раскрывают – обречены.
Ибо только страстное желание обуздать реальность при помощи отказа от ее описаний, может на вершине вдохновения раскрыть автору ту бесконечную тайну, которую таит в себе каждый человек.